Турбированные двигатели – особенности эксплуатации и основные проблемы

 

Общеизвестно, что требования к экономии топлива с каждым годом становятся всё жестче. В связи с этим автопроизводители во всём мире начинают использовать силовые установки с турбонаддувом на большем количестве моделей. Турбокомпрессор позволяет эксплуатировать меньший по размерам и весу мотор, что обеспечивает снижение расхода топлива при движении накатом, работе на холостом ходу или в транспортном потоке с частыми остановками. Турбокомпрессор включается только тогда, когда это необходимо, и обеспечивает дополнительную мощность. Автолюбители часто ищут ответы на вопросы о том, насколько надежны двс с наддувом, требуют ли они какого-то особого или дополнительного обслуживания, и каковы их преимущества и недостатки по сравнению с атмосферниками.

 

Технические специалисты компании «Motor Rep» хорошо известны своими высокими компетенциями и богатым опытом ремонта бензиновых и дизельных установок с системами для нагнетания воздуха. Но мы считаем, что было бы логичным начать с основных понятий.

 

Итак, турбокомпрессор – это устройство для увеличения мощности силового агрегата, которое крепится к его выпускному коллектору. Турбина имеет два отдельных порта, впускной и выпускной. На обоих концах вала устройства для наддува установлены небольшие колеса. Колесо турбины находится в выпускном отверстии, а колесо компрессора – во впускном отверстии. При запуске быстро выходящие из камеры сгорания горячие выхлопные газы начинают вращать колесо турбины. Вал передаёт вращение колесу компрессора, которое нагнетает больше воздуха в цилиндры. Существенная разница между турбированным дизельным двс и его атмосферным бензиновым собратом заключается в том, что до впрыска топлива воздух, который будет нагнетаться в дизельный мотор, сжимается. Именно это обстоятельство объясняет, почему система для наддува так много значит для повышения эффективной мощности и полезного действия дизельного агрегата.

 

Итак, функция турбокомпрессора заключается в сжатии и доставке большого количества воздушной массы в цилиндры двигателя. При сжатии воздушной массы, происходит уплотнение молекул кислорода. Больший объём воздуха означает, что по сравнению с атмосферным агрегатом такого же размера, в движок с турбонаддувом можно добавить больше топливно-воздушной смеси. Это, в свою очередь, приводит к увеличению механической мощности и повышению общей эффективности процесса сгорания топлива. Таким образом, в отличие от атмосферного мотор с блоком компрессии может быть меньше по размеру, а это даёт дополнительные возможности для различных вариантов компоновки силовой установки, позволяет уменьшить вес транспортного средства, и, в конечном счёте, ведёт к снижению топливных затрат.

 

Требует ли турбированный двс дополнительного обслуживания? Если отвечать кратко, то ответ будет утвердительным. Первая причина лежит на поверхности: наддув на небольшом движке означает, что в целом последнему приходится трудиться более напряженно. Устройство для нагнетания повышает давление и температуру в камере сгорания, что приводит к увеличению нагрузки на все узлы и детали, включая поршни, клапаны и прокладку ГБЦ. Чем интенсивнее работает «сердце» автомашины, тем быстрее оно изнашивается. Вторая причина кроется в конструкции турбокомпрессора: он должен работать при экстремальных температурах горячих выхлопных газов, а его вал, как мы хорошо знаем, смазывается моторным маслом. Это означает, что к качеству смазки предъявляют повышенные требования. Масло быстрее теряет свои качества при работе в условиях высоких температур.

 

Двигатель с наддувом требует внимательного отношения и не потерпит таких серьёзных ошибок, как отсутствие регулярного контроля расхода и уровня смазывающей жидкости, использование некачественной смазки или увеличенные интервалов между её заменами. Большинство двс с турбонаддувом нуждаются в высококачественном синтетическом смазочном материале и должны обслуживаться с более короткими межсервисными интервалами. Помимо этого, некоторые турбированные установки работают только на бензине премиум класса. Ещё один важный вопрос, который волнует многих автолюбителей: насколько надежны турбодвигатели? В настоящее время они используются на многих моделях автомашин и, как правило, чаще выходят из строя. Как следствие их владельцы могут столкнуться с большим количеством проблем, хотя есть и немало надёжных агрегатов с системой для нагнетания.

 

Ни для кого не секрет, что движки с турбокомпрессором состоят из большего количества узлов и деталей, чем их атмосферные собратья. К этим узлам и деталям относятся блок регулирования давления с помощью перепускной заслонки для отработавших газов, интеркулер, блок контроля наддува, вакуумный насос и более сложная вентиляция картера. Вдобавок, нередко из строя выходит и само устройство для нагнетания. Логично предположить, что чем больше деталей и узлов, тем выше вероятность того, что они могут сломаться. И чем больше пробег транспортного средства, тем больше износ стенок цилиндров и поршневых колец. В дополнение к этому следует отметить, что более высокое давление в камере сгорания приводит к увеличению давления внутри картера. Это может привести к утечкам смазывающей жидкости, которые появляются во многих местах, и устранить их нередко бывает довольно трудно.

 

Тем не менее, как мы уже упоминали, существует немало турбированных движков, срок службы которых может быть очень долгим. Хорошим примером может быть турбодизель Volkswagen Golf/Jetta четвертого поколения. При правильном обслуживании многие из них выхаживают 320,000-350,000 километров.

 

Подводя итоги, можно сказать, что турбина и обеспечивающие её работу узлы неизбежно делают двигатель более сложным. Это увеличивает риск возникновения поломок и неисправностей. Автомашины с турбонаддувом более чувствительны и негативно реагируют на некачественное техническое обслуживание и уход. К плюсам можно отнести то, что турбина добавляет мощность только тогда, когда это необходимо, и в то же время позволяет использовать более экономичный двс меньшего размера и объёма.

 

На что стоит обратить внимание при покупке подержанной автомашины с наддувом? Проверьте рейтинг надежности автомобиля, который вы планируете покупать – некоторые турбо автомобили более надежны, чем другие. Во время тест драйва подержанной машины с турбонаддувом следите за дымом из выхлопной трубы. Это может быть небольшой клуб дыма при запуске, но он может означать, что в скором времени вам придется задуматься о дорогостоящем ремонте.

 

Хорошо известно, что некоторые движки с турбонаддувом страдают чрезмерным расходом смазочного материала. Поэтому настоятельно рекомендуем регулярно проверять уровень смазывающей жидкости. Если он низкий, это может указывать на перерасход масла. Необходимо как можно быстрее установить причину этого. Остерегайтесь утечек смазочного материала. Первым признаком течи является запах сгоревшей смазки.

 

В заключении хотим повторить, что, если вам нужно отремонтировать турбированный двигатель, вы можете смело обращаться к специалистам компании «Motor Rep», которые гарантированно выполнят качественный ремонт любой сложности.