Общие проблемы: посторонние шумы в двигателе

Когда из-под капота начинает доноситься непонятный стук или гудение, владельцев автомобилей охватывает волнение. Большинство автолюбителей не обладает достаточными знаниями о сложном устройстве и системах автомобильных моторов, чтобы понять, есть ли реальное основание для беспокойства или нет. В этой статье мы хотели бы рассмотреть возможные причины возникновения нежелательного гула, дребезжания, свиста и т.п. в силовых установках транспортных средств.

 

Газораспределительный механизм

При неполадках в двигателе клапаны и гидрокомпенсаторы начинают издавать характерные щелчки, которые обычно становятся тише при увеличении оборотов. Гидравлический толкатель клапана – это деталь, которая служит для открытия и закрытия впускных и выпускных клапанов. Указанные щелчки могут быть вызваны износом или залипанием гидрокомпенсаторов. Их повреждение или залипание в большинстве случаев является следствием образования налёта и нагара на поверхностях толкателей.

Проблему залипания рекомендуют решать, время от времени добавляя в масло моющую присадку. Если эта мера не помогла, значит, пришло время менять изношенные гидрокомпенсаторы. Это непростая и недешевая работа, и выполнять её должны квалифицированные специалисты.

 

Цепи механизма газораспределения

Большое количество современных силовых установок имеют верхние распредвалы с более длинными цепями ГРМ. Они соединяют коленвал с распредвалами, чтобы обеспечивать своевременное открытие клапанов. Провисанию цепи, как правило, препятствует гидравлический натяжитель. Цепь скользит по натяжителю, который со временем изнашивается. При значительном износе гидронатяжителя, он утрачивает способность препятствовать провисанию, и цепь привода ГРМ начинает бить по успокоителю, натяжителю и, возможно, крышке механизма газораспределения.

Если давление в норме, потребуется замена гидравлических натяжителей и направляющих цепи. Промышленный стетоскоп – отличный инструмент для точного определения источника этого рокота. Если, приложив стетоскоп к крышке привода ГРМ, специалист по ремонту определит, что именно это место является источником самого громкого гудения, то производится последующая разборка узла, чтобы убедиться в правильности диагноза и устранить проблему. Работы по ликвидации проблем такого рода практически всегда сопряжены с ощутимыми финансовыми расходами.

 

Детонация

Как правило, этот характерный свистящий или дребезжащий звук от детонации возникает при наборе автомобилем скорости. Его появление обусловлено тем, что в то время когда поршень движется вверх (такт сжатия), из-за высокой температуры сжатия воздушно-топливная смесь воспламеняется раньше времени. Если воспламенение происходит до того, как поршень достиг верхней точки, нарушается важный процесс плавного сгорания топливной смеси в рабочей камере. Это неизбежно приводит к повреждению основных деталей движков из-за того, что слишком рано воспламеняющееся топливо влечёт образование микровзрывов и последующих волн сжатия, которые сталкиваются с цилиндром при его движении вверх. Именно поэтому и появляются свист или дребезжание.

Другие возможные причины возникновения звуков от детонации – использование топлива с некорректным октановым числом, перегрев движка, неверно выставленный угол опережения зажигания, неправильно работающий клапан рециркуляции отработавших газов, а также проблемы с компьютером или датчиком детонации. Все эти ситуации могут привести к преждевременному воспламенению воздушно-топливной смеси. Как следствие, образуются несколько противодействующих друг с другом фронтов пламени, которые и являются источником нежелательного свиста или дребезжания. Перед обращением в ремонтную мастерскую, необходимо убедиться в правильности выбора топлива. Как правило, рекомендуют попробовать заливать топливо с более высоким октановым числом, чтобы посмотреть, не исчезнет гудение или нет. Если оно не исчезает, надо продолжить поиск возможных неполадок.*

Шатуны

Шум от шатунов может быть следствием увеличенного зазора между коленчатым валом и подшипниками шатуна. Это происходит из-за низкого давления, вследствие чего смазка на вкладышах высыхает, что, в свою очередь, ведёт к повреждениям поверхности вкладышей и коленчатого вала. Другой причиной, ведущей к возникновению этого шума, может являться плохое техническое обслуживание, в частности, несоблюдение или пропуск рекомендованных автомобильным производителем сроков замены смазочного материала. Со временем масло становится грязным, и присутствие в нём песка, инородных частиц и т.д. неизбежно приведут к износу поверхности подшипников.

Шум, появляющийся в результате такого износа – это стук, который отчетливо слышен в нижней части двигателя. Он, как правило, отчётливо различим, когда мотор работает на постоянных оборотах. Если это одиночный стук, попробуйте изолировать данный цилиндр, отключив искру или его топливную форсунку, а затем проделайте те же действия с остальными цилиндрами. Если стук исчезает или становится намного тише, значит, проблема определена. Подобные неисправности требуют немедленного решения, поскольку дальнейшая эксплуатация силовой установки в таком состоянии, возможно, причинит серьёзный ущерб коленвалу, что неминуемо потребует капитального ремонта всего движка.

 

Подшипники коленчатого вала

Шум вкладышей коленвала также возникает как следствие низкого давления, из-за чего образуются повреждения на их поверхностях, и, в конечном итоге, на шейках самого коленчатого вала. Этот звук обычно напоминает грохот или стук глубоко в двигателе во время ускорения. При их возникновении крайне важно заглушить движок и не запускать его снова, пока не будет снят поддон и будут не тщательно осмотрены подшипники коленвала.

 

Поршни

Появление этого звука обусловлено наличием слишком большого зазора между юбкой поршня и стенкой цилиндра. Типичная причина её возникновения – образовавшиеся из-за усталости металла трещины в нижней части юбки. Шум похож на приглушенный звук колоколов или глухой стук в глубине двигателя, и он более всего заметен при холодном пуске.

Зазор уменьшается за счёт расширения юбки, когда мотор нагревается до нужной температуры, и во многих случаях нежелательный звук полностью исчезает. Если уровень гудения снижается при повышении температуры движка, однако не исчезает полностью, то замена поршня была бы наиболее правильным вариантом решения проблемы. Никакого другого способа устранить эту неисправность не существует, и, к счастью, этот тип ремонта гораздо более прост, чем некоторые из указанных выше.

Эти и некоторые другие неполадки являются основными источниками постороннего дребезжания, гудения и гула в моторе. Для их устранения рекомендуем обращаться к специалистам компании «Motor Rep». Технический персонал фирмы «Motor Rep» имеет высокие профессиональные компетенции и многолетний опыт ремонта силовых установок различных типов, и они приложат все усилия, чтобы качественно устранить любые неисправности и реанимировать «сердце» Вашего автомобиля.